Как поступить, если закончилось разрешение на строительство, что делать? Как продлить разрешение на строительство по Градостроительному кодексу — образец заявления Можно ли продлить разрешение на строительство.

Разрешение на строительство дома на собственном участке относится к числу самых важных свидетельств из пакета документации ИЖС. Без такой ценной бумаги банк может отказать в кредитовании на строительство жилья, а само конструирование дома окажется под угрозой срыва стройки.

ИЖС: особенности получения разрешения

Имея во владении земельный участок, каждый из собственников рано или поздно задумывается об организации индивидуального строительства жилья (например, 2-этажного дома).

Приняв такое решение, учтите вид имеющегося документа, разрешающего строительство на участке, площадь и место расположения земельного надела. Ни в коем случае не слушайте тех, кто пытается ввести вас в заблуждение - разрешение на строительство дома на собственном участке должно быть на руках землевладельца в обязательном порядке. Если не верите пустым словам, обратитесь к специалисту, который проконсультирует вас по всем возникшим вопросам. Естественно, без такого документа дом поддается регистрации и введению в эксплуатацию, но как тогда совершить подключение к коммунальным сетям - уже вопрос.

Нормативные документы ИЖС

К списку таких документов относят Градостроительный кодекс, на статьи и нормы которого следует ориентироваться, планируя начало возведения жилого помещения.

Разрешение на строительство дома на собственном участке, казалось бы, простой лист бумаги, но именно его наличие подтверждает соответствие пакета проектной документации плану участка и границам межевания соседних наделов (в случае строительства или реконструкции линейного объекта).

При наличии такого документа владелец может осуществлять любые строительные и реконструкционные работы с объектом.

Органы, выдающие разрешение ИСЖ на собственной территории

Не знаете, где получить разрешение на строительство частного дома? Обратившись в перечисленные ниже органы государственной власти, вы можете получить необходимый документ:

  1. Представительство местного самоуправления района, в подчинении которого находится земельный надел.
  2. Министерство использования природных ресурсов и экологии Российской Федерации и органы его подчинения в случае проведения работ, связанных с использованием природных недр земли.
  3. Федеральное управление службы по надзору за экологическим, технологическим атомным состоянием в случае использования на объекте очагов атомной энергии.

Если вам необходим полный перечень органов и управлений, уполномоченных выдавать разрешения на строительство дома на собственном участке, с ним можно ознакомиться, пролистав Градостроительный кодекс. В 99% случаев ИЖС перечисленные выше случаи не наступают, но все же лучше быть осведомленным о такой информации.

Строительство начато без разрешения: что делать?

Если случилось так, что конструирование жилого дома началось без наличия на руках соответствующего разрешения на строительство (ИЖС), прекратите панику. С 01.03.2018 года в силу вступает указание, регламентирующее действие упрощенного порядка регистрации. Хотя наличие документа, позволяющего возводить дом, все же приветствуется и вот почему:

  • если планируется взять средства в банке с целью строительства собственного жилья, кредитное учреждение потребует вместе с пакетом необходимых документов предоставить и разрешение на строительство (ИЖС);
  • при выполнении строительства на дачном участке, при подключении к системе газообеспечения придется предоставить выданное и действительное разрешение.

Процедура оформления документации для проведения строительных работ

Документы для оформления разрешения на строительство дома на участке можно получить, непосредственно обратившись в соответствующее учреждение.

Для получения разрешения подготовьте документы. Это:

  • бумаги, подтверждающие право собственности на участок у вас как заявителя;
  • градостроительный план участка земли;
  • копию документа, подтверждающую личность обратившегося в инстанцию человека;
  • доверенность (необходима в том случае, когда документы подаются на рассмотрение представителем интересов собственника);
  • пакет проектной документации, содержащей пояснительную записку, листок со сведениями об обустройстве инженерных сетей, схему расположения построек, план демонтажа объектов капитального строения, которые были отстроены на участке ранее;
  • если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе, приложите положительное заключение на оговоренный выше пакет бумаг;
  • кадастровый план участка;
  • в случае выдачи подтверждения проектной документации негосударственными органами управления дополнительно предоставьте свидетельство о праве юридического лица проводить подобного рода экспертизы.

Написав заявление и подготовив полный пакет документов, передайте их представителю органов уполномоченной в вашем вопросе власти. Срок рассмотрения заявления составляет 10 рабочих дней. В этот период органы государственной власти проводят проверку всех предоставленных бумаг и сверяют пакет проектной документации участка, на котором предполагается малоэтажное жилое строительство с выдвигаемыми в статьях Градостроительного кодекса требованиями. В результате органы власти оглашают принятое решение:

  1. Отказ в выдаче разрешения.
  2. Подтверждение разрешения на ИЖС.

Документ выдают бесплатно. Оплата госпошлины в этом случае не предусмотрена. Заявитель может обжаловать вынесенный вердикт в судебном порядке.

10 дней - срок выдачи, и период действия разрешения на строительство составляет 10 лет. После получения документа на руки в течение 10 дней застройщик обязуется предоставить в уполномоченные органы муниципального управления документацию об инженерных изысканиях, количестве этажей, общей площади постройки.

В каких случаях разрешение на строительство можно не оформлять

Законом предусмотрены случаи, не требующие обязательного получения разрешения на строительство (имеется в виду проект дома, составленный с учетом правил застройки). К примеру:

  1. При строительстве гаража, в случае если владелец не собирается заниматься любым из видов предпринимательской деятельности.
  2. Когда требуется построить хозяйственные здания для ведения садоводства или огородничества.
  3. Возведение конструкций, не относящихся к группе капитальных построек (киосков, павильонов и т.д.).
  4. При строительстве помещений второстепенного значения.
  5. В случае конструктивных изменений объектов или их составляющих, если это не влечет за собой существенных изменений.
  6. В других случаях, регламентируемых законодательно.

Тонкости регистрации прав собственности на объекты ИЖС

За проведение такой процедуры отвечает Россреестр. Сколько стоит разрешение на строительство частного дома, вы уже знаете. Остается уточнить, в какую сумму обойдется право собственности на объект. Стоит такая услуга в пределах 350-400 рублей.

Что необходимо сделать для регистрации?

В первую очередь собрать пакет документов, в который входят:

При регистрации и фиксации сведений об объекте в ЕГРП предоставьте пакет документов с:

  • заявлением о регистрации прав;
  • доверенностью на представителя;
  • копией паспорта заявителя (владельца);
  • квитанцией, подтверждающей оплату госпошлины;
  • кадастровым паспортом земли (объекта недвижимости).

В другом случае, когда регистрация в законном порядке ранее не была произведена, подготовьте документы. В пакет входят:

  • заявление, написанное от имени владельца;
  • кадастровый паспорт на землю;
  • копия паспорта лица, подающего заявление;
  • чек об уплате госпошлины;
  • доверенность на представителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на земельный надел;
  • документ, подтверждающие расположение ИЖС в рамках оговоренного участка земли.

Документы, как правило, рассматривают на протяжении 10 дней с момента их подачи.

В результате рассмотрения выносят итоговое решение:

  • подтверждают выдачу свидетельства о праве собственности на объект ИЖС;
  • подтверждают выдачу документа, свидетельствующего о праве собственности на земельный надел (если он зарегистрирован);
  • если регистрация находится в процессе, а информация об участке не числится в Госсреестре, принимают постановление о досрочной регистрации или отказывают в выдаче оговоренных документов.

Когда действие разрешения на строительство становится нелегитимным

Как упоминалось ранее, срок действия разрешения сохраняется на протяжении всего периода строительства и при необходимости может быть продлен после постановления органа власти. В случае с ИЖС документ выдают на срок, равный 10 годам. В Градостроительном кодексе перечислен ряд условий, при наступлении которых данный документ теряет силу:

  1. В случае прекращения права собственности в принудительном порядке, в том числе при изъятии земельного надела с целью перевода его на баланс государства.
  2. При отказе владельца от права собственности на участок.
  3. При расторжении договоров, на основании которых было оформлено право собственности на землю.
  4. При прекращении прав на пользование недрами, если его подлинность является необходимой составляющей пакета документов для ИЖС.

Органы, выдающие документы на право собственности на объект недвижимости, имеют право их лишать силы посредством принятия решения об отзыве разрешения на строительство. Его принимают, основываясь на:

  • документах, подтверждающих истечение прав пользования участком у собственника;
  • уведомлении уполномоченных органов об окончании срока разрешения на пользование недрами.

Получение разрешения на ИЖС: что еще необходимо знать?

Как показывает практика, бывает и такое, что в процессе строительства участок переходит от одного лица к другому. Что же делать в таком случае: переоформлять разрешение на строительство или оставить все как есть?

Не занимайтесь переоформлением, в этом нет необходимости. В случае передачи прав на объект недвижимости в собственность другому владельцу разрешение остается действующим, если его срок не истекает.

Если следующие случаи, а именно, раздел, объединение, выделение не наступают, то на объекте можно продолжать строительство согласно действующему разрешению, только в таком случае придется получить новый градостроительный план участка.

Когда постройки подлежат сносу

Как вы помните, выше упоминалось о том, что строительство, не подразумевающее возведение капитальных построек, не требует оформления разрешения на ИЖС. Руководствуясь таким порядком, некоторые предприимчивые владельцы решаются на строительство магазина, откинув предположения о том, что такая постройка является ничем иным, как объектом капитального строительства. Каковы действия со стороны органов судебной власти при наступлении такого случая? Выносится решение о сносе объекта, который был возведен незаконно.

Иногда несоблюдение условий договора или правил, оговоренных в разрешении, наблюдается на начальных этапах работ еще до момента сдачи постройки в эксплуатацию. В ходе санкционированных проверок уполномоченными органами в 12% случаев выявляется факт осуществления строительства без наличия пакета разрешительной документации. В таком случае владельцу выносят порицание с предписанием об устранении существующих недочетов, а процесс возведения дома (2-этажного или любого другого) временно замораживают.

Достоинства и недостатки ИЖС - разрешенной формы строительства на земельном участке

Те, кто владеет участками, годящимися под ИЖС, обладают преимуществами:

  1. Земельные наделы такого типа постоянно участвуют в государственных программах, поддерживающих ИЖС.
  2. Такие владельцы не зависят от других людей, если только земля не имеет нескольких собственников.
  3. На таком участке можно без проблем возвести полноценный жилой дом, не волнуясь о необходимости переквалификации земельного участка из одной категории в другую.
  4. Хозяева могут быть прописаны на этом объекте и имеют возможность пользоваться полным перечнем услуг социальных учреждений (больниц, школ и т.д.).

Так существуют ли подводные камни в ИЖС? В одной стороны, все красиво, с другой - не так все гладко, как кажется на первый взгляд.

Индивидуальное малоэтажное жилищное строительство подразумевает возведение капитальных построек - домов с высотой не более 3-х этажей, предназначенных для совместного проживания не более чем одной семьи. Строительство на таких участках многоэтажных домов или таунхаусов запрещено законодательно и не является допустимым.

Теперь вы знаете, где получить разрешение на строительство частного дома и, безусловно, на проведение такой процедуры потребуется потратить временной и человеческий ресурс, но отсутствие необходимого документа в будущем может обойтись намного дороже. Поэтому, во избежание проблем, лучше позаботиться о наличии разрешительных документов заранее, тогда можно будет жить спокойно.

Приветствую, друзья! Приношу свои извинения, что давно не писал на блог. Но с сегодняшнего дня обещаю исправиться в лучшую сторону и радовать вас новыми статьями почаще. Честно, я это пишу больше для себя — так сказать некая мотивация. Но дальше будет намного интереснее, ведь на дворе уже осень, а это значит больше времени дома за компьютером.

И так, поговорим мы сегодня о разрешении на строительство, о процедуре продления и внесения изменений. Все это муторно и не понятно для большинства людей. Я и сам, честно говоря, чуть не засыпал на первых порах читая градостроительный кодекс. Но осознание приходит со временем.

Для удобства прилагаю в самом начале статьи образцы и бланки заявлений, перечень документов. Пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делиться статьей в социальных сетях.

А ведь многие даже не знают, что строительство объекта капитального строительства можно начинать только после оформления разрешения на строительство. Даже если вы строите на собственном земельном участке, даже если строите индивидуальный жилой дом (ИЖС). И никакая дачная амнистия (касается ИЖС) не отменяет необходимость оформления разрешения на строительство.

Сама формулировка понятия разрешения на строительство приведено в ч. 1 ст. 51 ГрК РФ.

И запомните, друзья, если вы собрались строить объект капитального строительства, то разрешение на строительство нужно оформлять почти всегда. А в каких случаях оно не требуется описано в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.

Думаю, не лишним будет если я приведу понятие «объект капитального строительства». А для этого надо познакомиться с ч. 10 ст. 1 ГрК РФ:

Ну вот, слегка и познакомились с сегодняшней темой статьи. Если что то не поняли смело спрашивайте в комментариях.

Оформление

Друзья, кто сталкивался с оформлением разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства прекрасно понимает, что это адский труд и не всем он под силу. Но в градостроительном кодексе и в административных регламентах органов, выдающих этот документ, все шаги оформления довольно простые и быстрые. Но...

Начнем с того, что вы должны тщательно ознакомиться с 55 статьей Градостроительного кодекса и также для удобства можете почитать приведенный здесь . Прочитайте все внимательно, там много полезного по данной теме.

  • Во первых, вы должны определиться в какой орган вам необходимо обратиться с заявлением на выдачу разрешения на строительство. В большинстве случаев разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, что указано в ч. 4 ст. 51 ГрК РФ. Но есть некоторые исключения, которые приведены в ч. 5 и ч. 6 ст. 51 ГрК РФ. Здесь я не буду приводить выдержки из этой статьи, вы можете ознакомиться с ними сами.
  • Во вторых, после того как определились к кому обращаться надо подготовить заявление о выдаче разрешения на строительство. Сам бланк заявления обычно приведен в административном регламенте по выдаче разрешения на строительство, органа, выдающего разрешение. Приведу для вас пример оформленного заявления по образцу администрации г. Чебоксары. . Также можете . Данные образцы приведены с сайта администрации г. Чебоксары. Аналогичные нужные вам бланки вы также можете найти на сайтах ваших муниципальных образований.
  • В третьих надо подготовить перечень документов, необходимых для оформления разрешения на строительство. Этот перечень приведен в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. А ниже приведу для вас перечень документов, взятый с сайта администрации г. Чебоксары:

Также вы можете скачать данный перечень .

После подачи заявления и всех необходимых документов в течении 10 календарных дней вам выдадут разрешение на строительство, либо отказ в выдаче разрешения на строительство. Отказать вам могут лишь в тех случаях если вы не представили все документы строго по перечню, либо при несоответствии представленных документов установленным требованиям.

А как подготовить все документы по перечню поговорим в следующих статьях.

Внесение изменений

Очень часто в процессе строительства приходится вносить изменения в ранее выданное разрешение на строительство. Давайте немного затронем и этот вопрос.

Обычно изменения вносятся при изменении земельного участка (перераспределение, объединение, раздел, перераспределение и т.д.). Какие-либо другие изменения, касающиеся ошибок в наименованиях, характеристиках и т.д. в разрешение на строительство не вносятся, а оформляется новое разрешение на строительство с новым номером.

Для внесения изменений вам необходимо уведомить об этом в письменной форме орган, выдавший вам ранее разрешение на строительство. Также надо приложить документы приведенные в . Но если вы не предоставили документы с перечня, то данные документы администрация должна запросить сама.

После внесения изменений в разрешение на строительство и утверждения данных изменений, а на это уходит 10 дней (согласно закону), об этом вас уведомят в течении 5 рабочих дней. Также об этом уведомят государственный строительный надзор и Россреестр.

Продление

Согласно ч. 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства. Но иногда приходится все же продлевать срок действия разрешения на строительство, что указано в ч. 20 ст. 51 ГрК РФ:

Запомните, что за продлением надо обращаться за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

Следует отметить, что срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объект капитального строительства сохраняется, за исключением случаев:

Также обращаетесь с определенным в орган, ранее выдавший вам разрешение. Прикладываете определенные документы и вуаля, вам продлевают срок действия разрешения на строительство. Здесь самое трудное как и в оформлении разрешения это подготовить все документы. А это бывает не так просто. Но тут не так все страшно. Также оформленного заявления.

Действие разрешения на строительство может быть прекращен в случаях предусмотренных в ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

Разрешение на строительство ИЖС

При оформлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома процедура почти такая же, но есть небольшие отличия.

  • Во-первых срок действия разрешения 10 лет.
  • Во вторых перечень документов для оформления по-меньше.

Еще раз повторяюсь, что разрешение на строительство необходимо оформлять при строительстве ИЖС тоже. Многие сталкиваются с тем, что кто то на них жалуется или просто при проведении плановых проверок выясняется, что они осуществляют строительство ИЖС без разрешения на строительство. А это приводит к штрафам согласно ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

При этом многие говорят: «А нам сказали, что индивидуальный жилой дом можно оформить в собственность без разрешения на строительство, по дачной амнистии». Все правильно, право собственности на индивидуальный жилой дом вы можете оформить по упрощенной схеме (дачной амнистии) без оформления разрешения на ввод и разрешения на строительство.

Но вся эта упрощенная схема была придумана в свое время для узаконивания и оформления давным давно построенных домов. Правда этим многие пользуются и при строительстве новых домов тоже. Но все это не отменяет необходимости оформления разрешения на строительство и индивидуальных жилых домов тоже.

К тому же эту замечательную «дачную амнистию» все время грозятся прекратить, но все время продлевают.

Ну вот и все, друзья. Кратко рассмотрели вопрос оформления, продления и внесения изменений в разрешение на строительство. А кто сталкивался с данной нелегкой процедурой прошу поделится своими впечатлениями в комментариях.

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

Любой собственник земельного участка, предназначенного для строительства, задумывается о том, с чего начать стройку .

Практика показывает, что первое, о чем должен задуматься владелец участка - вовсе не фундамент, не внешний вид и даже не план здания.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Главное, что должен сделать собственник перед началом строительства - это получить разрешение на него . Кто выдает разрешение на строительство?

Для чего нужно?

Разрешение на строительство - документ, необходимый для строительства и ввода в эксплуатацию жилых и нежилых помещений.

Даже если дом находится в стадии строительства или уже построен, разрешение на строительство - необходимый акт для ввода объекта в правовое поле и защиты прав собственника.

Строительство можно осуществлять и без разрешения, но в этом случае будет тяжело зарегистрировать право собственности на объект и подключить его к инженерным сетям.

Лица, ведущие строительные работы без соответствующего разрешения, несут административную ответственность и облагаются штрафом.

Какими законами регламентируется?

Порядок выдачи разрешений на строительство регламентируется большим количеством законов , постановлений и иных актов.

Главный правовой акт, регулирующий выдачу и осуществление строительства - Градостроительный кодекс РФ .

К другим важным законам и актам относятся:

  • ФЗ №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса» статья 51;
  • ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • приказ Министерства строительства России №117 «Об утверждении формы разрешения на строительство»;
  • постановления правительства РФ №840 от 16.08.2012 года, №1038 от 18.11.2013 года, №92 от 06.02.2012 года.

В каких случаях не требуется?

На какие объекты не требуется получать разрешение на строительство? Можно не получать данное разрешение, если :

Кроме того, при строительстве дачного или садового дома также не требуется получение разрешения, так как садовые товарищества и дачные кооперативы являются юридическими лицами .

Местные власти могут устанавливать положения, при которых не требуется получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию, например:

  • переустройство нежилых зданий;
  • устройство проемов в перекрытиях, в том числе сооружение дополнительных лестниц;
  • устройство новых и заделка имеющихся оконных проемов и другие случаи, регламентируемые местными органами власти.

Что включает реестр действующих разрешений?

После того, как получено разрешение на строительство, земельный участок вносится в реестр действующих разрешений на строительство, который включает в себя:

  • наименование объекта строительства;
  • номер разрешения на строительство;
  • дату выдачи и срок действия разрешения;
  • орган, выдавший разрешение на строительство;
  • адрес объекта;
  • наименование застройщика (название компании-застройщика или иного юридического лица, осуществляющего строительство, либо паспортные данные физического лица).

Реестр действующих разрешений на строительство находится в открытом электронном или ином доступе.

Какой орган выдает?

Кто выдает? Обычно разрешение на строительство выдается администрацией муниципального района или иного муниципального образования, на территории которого располагается земельный участок.

Разрешение на строительство выдается соответствующим министерством или региональными органами в случаях:

На основании каких документов?

Разрешение на строительство выдается на основе пакета документов, предоставленных собственником земельного участка или его доверенным лицом.

Для ИЖС требуются :

При иных видах строительства кроме вышеназванных документов требуется:

  • проектная декларация;
  • положительное заключение на проектную декларацию;
  • документы, удостоверяющие право юридического лица выдавать такие заключения (если заключение выдано негосударственным органом).

Образец заявления на получение разрешения на строительство.

Как составить и подать заявление?

Заявление на строительство составляется в письменной форме, к нему прилагается необходимый пакет документов. Заявление подается либо в орган, ответственный за выдачу разрешений на строительство, либо в территориальное отделение МФЦ .

Бланк заявления можно получить при личном обращении в МФЦ, скачать на сайте gosuslugi.ru или на официальном сайте администрации муниципального образования.

Орган, ответственный за выдачу разрешений, рассматривает заявление в срок до 10 дней, после чего выносит положительное или отрицательное решение. Отказ в разрешении на строительство можно обжаловать в суде. Разрешение на строительство выдается бесплатно.

Срок действия

Сроки действия разрешения установлены Градостроительным кодексом РФ, но могут быть изменены законами и постановлениями субъектов РФ.

Срок действия разрешения на ИЖС составляет 10 лет .

При этом в Москве и Московской области разрешение действует в течение 3 лет , до истечения которых должна пройти приемка в эксплуатацию объекта.

При строительстве объектов, не относящихся к объектам ИЖС, срок действия разрешения устанавливается проектной декларацией , в ней указывается время, к которому объект должен быть построен и введен в эксплуатацию.

Если в течение действующего срока закончить строительство не удалось, то можно получить продление (пролонгацию) сроков действия разрешения.

Максимальное время действия пролонгации составляет 3 года , в течение которых требуется закончить строительство и ввести объект в эксплуатацию. Как продлить?

Для продления разрешения на строительство понадобится следующий пакет документов:

  • разрешение на строительство, полученное ранее;
  • паспорт;
  • акт о состоянии стройки;
  • заявление на продление срока действия разрешения.

Важным фактором является начало возведения строительного объекта на земельном участке . Если в течение времени действия разрешения строительство не начиналось, то в продлении разрешения будет отказано.

Акт о состоянии стройки удостоверяет факт, что строительство начато .

Акт выдает комиссия, заявление на приезд которой подается в администрации муниципального образования.

Другим немаловажным фактором для продления является срок подачи заявления на продление .

Документы и заявление требуется подать минимум за 10 дней до окончания действия разрешения, в обратном случае в пролонгации может быть отказано .

Что делать, если закончился?

Сколько раз можно продлевать разрешение на строительство?

В случае, если срок действующего разрешения на строительство закончился, а строительство не начиналось, то в продлении будет отказано.

Если строительство объекта начато, то у застройщика есть 2 варианта действия :

  1. Застройщик может получить новое разрешение на строительство с прохождением всех процедур заново.
  2. Застройщик (собственник) имеет право обратиться в суд с иском к органу, выдающему разрешения. Практика показывает, что суды часто встают на сторону застройщика и обязывают органы власти муниципального образования продлевать разрешения.

Российское законодательство довольно лояльно относится к застройщикам ИЖС, сроки их разрешений на строительство увеличены до 10 лет и не ограничены проектной декларацией.

При строительстве многоквартирных домов и застройке, осуществляемой юридическими лицами , условия намного строже, для получения разрешения требуется намного больше времени и потраченных усилий.

О том, как получить разрешение на строительство, вы можете узнать из видео:

" № 10/2016

Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Обратите внимание

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Обратите внимание

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

Электронные услуги

Полное название услуги

Выдача разрешения на строительство (кроме ООПТ и ОКН)

Условия получения услуги на сайте

Уважаемые пользователи!
К сожалению, в связи с проведением технических работ электронная форма будет недоступна с 13 июня с 13-00 до 14 июня 00-00.
Приносим извинения за доставленные неудобства.

Условия получения услуги в ОИВ

  • Кто может обратиться за услугой:

    Физические лица

    Юридические лица

    Индивидуальный предприниматель

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Бесплатно

  • Перечень необходимых сведений:

    Заявление о выдаче (продлении) разрешения на строительство (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Заявление заполняется в исключительно электронном виде посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму при обращении на официальный портал Мэра и Правительства Москвы (www.сайт).

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

    Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя.

    Разрешение на строительство (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется на все время оказания услуги с обязательным возвратом Заявителю
    Представляется по усмотрению заявителя для проставления на оригинале разрешения, выданного заявителю, соответствующей записи о его продлении.

    С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте в разделе "Нормативные акты" (копия, 1 шт.)

    • Может быть получен в ходе оказания услуги
    • Предоставляется без возврата
  • Сроки предоставления услуги

    7 рабочих дней

    Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Продление срока действия разрешения на строительство (оригинал, 1 шт.)

    Происходит:

    • Выдача продления срока действия разрешения на строительство
  • Формы получения

    Через законного представителя

    На WEB сайте

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц и государственных гражданских служащих при предоставлении государственной услуги.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Административным регламентом утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 года N 145-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы "Выдача разрешения на строительство" и "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения (действия, бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) указанного органа исполнительной власти.

Жалобы на решения (действия, бездействие) руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, подаются заявителем в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

Жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо государственных гражданских служащих при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Кодекса, в части нарушения установленных сроков предоставления государственной услуги, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, может быть подана такими лицами в порядке, установленном настоящим разделом, либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, в антимонопольный орган.

5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием Портала (в случае предоставления государственной услуги Комитетом государственного строительного надзора города Москвы).

5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

5.5. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

5.6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организации, многофункционального центра предоставления государственных услуг либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений, в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. При поступлении в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решения об удовлетворении жалобы и отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

17(1). Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

19. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

19.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

19.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

20. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

1.2. Несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта).

1.3. Не предоставление заявителем документов, предусмотренных административным регламентом оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

1.4. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

1.5. Обращение заявителя за предоставлением государственной услуги в отношении объектов капитального строительства - многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;

1.6. Несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

1.7. Несоответствие проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

2. При продлении срока действия разрешения на строительство в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство.

Основания для отказа в приеме документов

1. Обращение заявителя за государственной услугой, предоставление которой не осуществляется органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу.

2. Представление заявителем документов, не соответствующих установленным требованиям.

3. Представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных пунктами 2.8, 2.9 Регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

4. Представление заявителем документов, содержащих недостоверныеи противоречивые сведения.

5. Обращение заявителя за предоставлением государственной услуги с нарушением требований пункта 1.3 Регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

6. Некорректное (неполное либо неправильное) заполнение обязательных полей в форме интерактивного заявления.

8. Представление документов, утративших силу.

9. Подача заявления от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

10. Заявление и (или) иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представленные в электронной форме, подписаны с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю, представителю заявителя или иному лицу, уполномоченному в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Ведомство:

(Мосгосстройнадзор)