Почему случилась дуэль между онегиным и ленским. Сочинение «Дуэль Онегина и Ленского» (Анализ эпизода)

Дуэль между и стала ключевым моментом в судьбе главных героев произведения. Когда-то бывшие друзья, пройдя проверку многими жизненными испытаниями, которые приготовил для них Пушкин, провалили испытание убийством. Виной тому стала «русская хандра» Онегина.

Что же стало причиной такого исхода событий? Почему Ленский решился вызвать Онегина на дуэль? Все случилось в день рождения , когда Онегин принебрег светлым чувством Владимира к сестре Татьяны Ольге. Ради забавы он весь вечер мило беседовал с девушкой, танцуя и веселясь с ней. В один момент, когда Ленский хотел пригласить свою возлюбленную на танец, Ольга ответила, что следующий танец она танцует с Онегиным. Это и вызвала необоснованную ревность к Владимиру. Он считал себя обиженным и униженным. И чтобы защитить свою честь, решается вызвать Евгения на дуэль.

Скорее всего, к этому шагу его подтолкнул Зарецкий. Про Зарецкого Пушкин говорил, что он был мастером «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их».

Узнав о вызове на дуэль, Онегин понимает, что был не прав, что поступил глупо. Этот порыв Ленского, Евгений списывает на его молодость и не опытность. Но, не смотря на это, принимает вызов. Возникает вопрос, почему же Онегин, признав свою ошибку, соглашается на дуэль? Ответ кроется в характере Онегина. Он, являясь публичным человеком, очень был зависим от общественного мнения, Онегин боялся показаться трусом. Только поэтому он решается на участие в этой глупости.

По моему мнению, дуэль Онегина и Ленского, кроме как глупостью назвать нельзя. В то время было множество способов избежать кровопролития. Но здесь сыграл свою роль Зарецкий. Он был носителем общественного мнения, а общество требовало крови. Пушкин показывает нам, что Онегиным были грубо нарушены правила дуэли. Так, Евгений взял к себе в секунданты Гильо, который был простым слугой. По правилам дуэли секундант должен был иметь такое же социальное положение, что и дуэлянт. Но Зарецкий не обращает на это внимание. Кроме того, Зарецкий был обязан предложить дуэлянтам примирение, но вновь проигнорировал это правило.

Теперь становится понятным, кто допустил это кровопролитие. К сожалению, Онегин, будучи зависимым от устоев светского общества, самостоятельно не смог сделать выбор. Исход был предопределен. Пушкин показывает нам всю слабость и зависимость натуры Евгения. Все его попытки изменить свою жизнь, стать независимым были тщетны.

Онегин убивает Ленского.

Пушкин показал нам, как Онегин стал заложником общественного мнения. Он осуждает своего героя, показывая нам его лживость. В конечном итоге, жизнь наказала Евгения. Он запомнится читателю, как «лишний человек» с каменным сердцем и огрубевшей душой.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" – это большой вклад в русскую литературу. Поэт писал его 7 лет, начиная с 1823 года. В произведении существует множество ярких описаний природы, авторских размышлений, различных эпизодов.

Одним из самых важных событий в романе является дуэль Ленского и Онегина. Она произошла по причине того, что Евгений, обиженный и разозленный на Владимира, стал заигрывать с Ольгой. Ответом на такой поступок стал вызов на дуэль. Онегин, не понимая серьёзных чувств и намерений своего друга, поступил так, чтобы вызвать его ревность, а тем самым позабавить себя.

Владимир Ленский – молодой романтичный поэт, горящий чувствами, очень ярко и живо воспринимающий мир. Именно поэтому шутка Онегина не могла пройти для него бесследно - взволнованный и разъярённый он совершает действие, которое ставит под угрозу его жизнь.

Мне кажется, что настоящая дружба не допустила бы такого исхода событий. Недаром А.С. Пушкин указывает:

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья. Евгений, давно утративший все чувства, поступил эгоистично, не думая о переживаниях Ленского. Однако, главный герой, получив послание, в котором Владимир вызывает его на дуэль, понимает, что жестоко поступил со своим другом:

И поделом: в разборе строгом

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом.

Онегин обдумывает примирение с Ленским, но его останавливает боязнь общественного мнения. Его волнует "шепот, хохотня глупцов"... Он мечется: что ему дороже - друг или мнение общества? И он делает свой выбор, итогом которого стало убийство поэта.

Я думаю, что Онегину стоило отменить дуэль, примириться с другом, даже если тот на него обозлён. Евгений, зависящий от мнения окружающих, сам себя заковал в цепи - он не может освободиться и сделать то, что говорит совесть.

Приехав на дуэль, друзья, которые стали врагами в один миг, не примиряются друг с другом. Выстрел, убийство, смерть Ленского – все происходит очень быстро и неожиданно. Онегин, сам, вероятно, не ожидавший такого исхода, подбегает к своему другу, понимая, как подло поступил. В герое снова пробуждается совесть, которая мучает его. Он ещё не может опомниться, ведь миг назад перед ним стоял живой Ленский, а теперь - лишь оледенелый труп. Так заканчивается жизнь молодого поэта, полного амбиций и мечт.

Этот эпизод в романе меняет поворот событий в жизнях многих героев. Онегин уезжает из деревни, надеясь забыть произошедшее, Ольга выходит замуж и тоже покидает родные края, Татьяна остаётся в глуши почти одна и в дальнейшем также отправляется в Москву.

"Евгений Онегин" А.С. Пушкина раскрывает нам душевные качества людей, обнажая их достоинства и пороки. Я думаю, людям стоит извлекать уроки из таких примеров классики и, увидев себя в героях романа, исправить свои душевные изъяны.

Роль А.С.Пушкина в русской литературе первостепенна. Благодаря деятельности поэта, национальная литература освободилась от подражательности, приобрела самобытность. Появились произведения совершенно иного толка, как по форме, так и по содержанию.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — исключительное произведение Пушкина. Исключительное по своей новизне, по отображению характеров и нравов, по описанию эпохи, по количеству нежных элегий, по уровню поэтического мастерства.

В центре повествования два молодых человека — Евгений Онегин и Владимир Ленский. Онегин – молодой, столичный dаndy, по праву рождения и воспитанию – аристократ. На празднике жизни он один из первых: «забав и роскоши дитя», гений «науки страсти нежной».

Онегин там, где бесконечная вереница балов и праздников, театров и ресторанов, гуляний и маскарадов.

Но, будучи человеком острокритического ума, Онегин быстро теряет интерес к светской жизни. Онегин выше окружающей толпы. Мишура света больше не прельщает его.

Волею судеб он оказывается в деревне, где знакомится с Владимиром Ленским, человеком со взглядами, ему, Онегину, противоположными.

Ленский принадлежит к типу молодых людей, которые восторженно и упоенно относятся к жизни. Он — романтик, вольнодумец, поэт. Скептицизм и скука ему не знакомы.

Казалось бы, молодые люди совершенно разные. По своему нравственно-психологическому облику Онегин — индивидуалист и эгоист. Ленский – совсем другой. Он по-юношески пылко верит в любовь, идеальную дружбу. Он живёт, повинуясь не рассудку, а по зову сердца. Рационализм – не его стихия.

Но, несмотря на существенные различия, у этих двух героев есть общее. Они оба – без настоящего, мужского дела. Перспектив принести в дальнейшем пользу своей Отчизне нет. Они оба – продукты своего времени и своего общества.

В деревне, на вольных просторах, Онегин и Ленский подружились. И, несмотря на то, что «меж ними все рождало споры», отношения между приятелями сложились, и на первых порах ничто не предвещало беды.

Но, как это нередко бывает в романах, жизнь и смерть идут рядом.

Дуэль, возникшая между Онегиным и Ленским, – центральный, поворотный момент в романе «Евгений Онегин». Какие события привели к дуэли?

Поводом для дуэли стало некорректное поведение Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к невесте Ленского, Ольге. На одном из праздников Онегин демонстративно флиртует с Ольгой. А она, барышня недалёкая, пустенькая и легкомысленная, поддаётся флирту. Ленский взбешён и требует разрешения ситуации на дуэли.

Почему Онегин начал оказывать знаки внимания Ольге, которая ему никогда не нравилась? Дело в том, что он хотел отомстить Ленскому за то, что тот привёз его на праздник к Лариным, на котором Татьяна (влюбленная в Онегина) показала себя не с лучшей стороны. Татьяна не смогла скрыть своего истерико-нервического настроения, не приличествующего данной ситуации. А волнительных, нервных настроений Онегин органически не выносил.

«Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слёз
Давно не мог терпеть Евгений…»

Онегин был рассержен и на Ленского, доставившего его к Лариным, и на Татьяну.

Ленский, видя неподобающее поведение Онегина и ответные знаки внимания Ольги, вызвал Онегина на дуэль.

Записку Онегину передал «Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман».

Дуэль

Дуэль – развязка, событие нередкое в художественной литературе. Исконных корней на русской почве дуэль не имела. Для русских решение спорных вопросов посредством дуэли не характерно. Эта «процедура» заимствована русскими в Западной Европе. Само слово «дуэль» происходит от французского слова duel.

Почему так быстро наступила развязка? Почему спорный вопрос мог быть разрешен лишь единственным способом – кровавым поединком? Для понимания этого вопроса нужно знать некоторые биографические факты из жизни героев романа.

Формирование личностей Онегина и Ленского прошло под влиянием западных идеологий.

При воспитании Онегина, проходившем под руководством французских учителей и гувернёров, упор делался не на научное и трудовое начало, а на стремление сделать из подопечного светского человека с соответствующими привычками. Дуэль — неизбежный спутник светских раздоров. И Онегин в душе был всегда готов к дуэли.

Кроме того, Онегин — дворянин, а все недоразумения в дворянской среде в то время было принято выяснять на дуэли.

Ленский, в свою очередь, получивший образование за границей, в Германии, так же как Онегин, был оторван от родной почвы. Он находился под влиянием модного тогда в Европе романтического направления. Туманные идеи представителей немецкой романтической школы внушались ученикам. Ученики жили под влиянием этих идей, то есть в мире грёз и фантазий.

Идеалы вечной любви, победа добра над злом, брошенная перчатка, пистолеты – вся эта «романтика» была у Ленского в крови. Далеко была только истинная действительность, истинное положение вещей.

Ленский в порыве гнева, руководствуясь правилами чести, решается убить Онегина. И погибает, как он считает сам, за честь Ольги. Он воплощает в жизнь идею стать «её спасителем». При этом с Ольгой откровенно поговорить он не считает нужным. Гордыня не позволяет.

Гордыня – существенное зло. Она блокирует истинные качества человека, вводит его в круг нелепых заблуждений. Ольга не собиралась изменять Ленскому. Онегин не имел никаких видов на Ольгу. И если бы Ленский смирил свою гордыню, разобрался во всём этом, то дуэли бы не было. И не сложил бы Ленский свою голову раньше времени.

Страшная жизненная правда заключается в том, что судьба Пушкина, нашего любимого и столь рано ушедшего поэта, оказалась сходной с судьбой Ленского. Пушкин также был убит на дуэли.

Между дуэлями Ленский – Онегин и Пушкин — Дантес есть сходство. Обе дуэли происходили в зимнее время (на снегу). Пистолет Онегина той же марки (работа Лепажа), что использовал в свой роковой день Пушкин. Обе дуэли проходили a la barriere (стреляться на барьер).

Возможна ли была отмена дуэли? Почему же Онегин принял вызов? Ведь он прекрасно понимал, что погибнет либо он сам, либо его друг. Хотя в своих силах он был уверен. При этом он понимал, что причина дуэли ничтожна. По сути, он мог бы объясниться с Ленским. Но вступать в переговоры с восемнадцатилетним мальчиком – он не такой! Да и что скажет свет? И хотя соседей помещиков он презирает и ни во что ни ставит, пренебречь общественным мнением он не может. Прослыть в чьих-то глазах трусом – это не по нему. Раз уж так сложилось и ему брошена перчатка — он обязан принять вызов на дуэль. Таков был кодекс дуэльной чести, который, в свою очередь, был связан с понятием «дворянская честь».

Были ли какие-то косвенные способы у Онегина предотвратить дуэль? Были. И он ими воспользовался. Во-первых, ко сроку дуэли Онегин опоздал. Неприбытие вовремя уже могло привести к отмене поединка. Во-вторых, он привёз в качестве своего секунданта – лакея, слугу-француза Гильо. Выбрав на роль секунданта слугу, Онегин грубо нарушил общепринятый, пусть и не писанный, дуэльный кодекс: состязание, как дело чести, могло произойти только между дворянами. И секунданты, как свидетели поединка – не исключение, они должны были тоже принадлежать к высокому сословию. Онегин не привёз лицо благородного происхождения, к тому же лакей был ещё и иностранцем.

Зарецкий, секундант Ленского, в этом случае, должен был высказать претензию и остановить поединок. Но отставной офицер Зарецкий был слишком кровожаден. Презрев то, что ему не оказана положенная дворянину честь, он просто «губу закусил». Он не отменил дуэль.

В результате Ленский убит. Онегин «мгновенным холодом облит» движим раскаянием. Его друг больше никогда не встанет. Зарецкий же везёт домой страшный клад. Таков результат дуэли.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» современники Пушкина не все поняли и не все приняли. Единственное, в чём они были солидарны: роман никого не оставил равнодушным. Прошли века. Сменились эпохи. Но мы до сих пор продолжаем спорить, перечитывать роман, переживать за героев. Роман Пушкина задел за живое.

Нам жаль восторженного юношу Ленского. Пушкин вложил в руки Онегина пистолет, чтобы устранить Ленского. Которого, как и Онегина, критики причислили к «лишним людям» в обществе, не к борцам, к людям, не способным привести общество к развитию.


УБИТ ПОЭТ - НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ!!

Борис Кустодиев Пушкин на набережной Невы 1915 г.

Сегодня я хочу вспомнить одну из самых известных литературных дуэлей. В рейтингах, соц. опросах она, я уверен, должна занимать первое место по известности. Но для начала давайте вспомним имена дуэлянтов.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

А.Самохвалов Онегин на балу

Он - главный герой романа - молодой помещик. Онегин - сын богатого барина, "наследник всех своих родных". Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, "труд упорный ему был тошен". Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости.
В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами.
Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек.

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

А.Самохвалов Ленский перед дуэлью

"Полурусский сосед" Онегина, "поклонник Канта и поэт" не имеет ясного представления о реальной жизни. Ленский молод. Ему в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Тем не менее Ленский получил высшее образование в лучшем университете Германии. Ленский - отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём.
Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь.
И именно такого положительного персонажа автор «убивает» на дуэли.

История самой дуэли, вроде бы, банальна и проста. Ленский влюблен в сестру Татьяны Лариной – Ольгу. Роман Ольги с Ленским развивается стремительно. Они гуляют, читают, играют в шахматы. Ленский все время думает о возлюбленной.
Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны. Онегин соглашается ехать.
Онегин нарочито ухаживает и танцует только с Ольгой, она все танцы ему обещала. Ленский ревнует, уезжает с мыслью о дуэли. Заметив отсутствие Владимира, Онегин загрустил, Ольга тоже. Ленский выбирает себе секунданта:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,...
Зарецкий привозит Онегину вызов Ленского. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.
Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "Где окровавленная тень ему являлась каждый день".

Ну, а теперь читайте строфы романа и смотрите иллюстрации художников к этой главе.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Ф.Константинов Онегин и Ленский
.......

IX
То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
Онегин с первого движенья,
К послу такого порученья
Оборотясь, без лишних слов
Сказал, что он всегда готов.
Зарецкий встал без объяснений;
Остаться доле не хотел,
Имея дома много дел,
И тотчас вышел; но Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.

Х
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

XI
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
Уж поздно; время улетело...
К тому ж - он мыслит - в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...»
И вот общественное мненье! 38
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

XII
Кипя враждой нетерпеливой,
Ответа дома ждет поэт;
И вот сосед велеречивый
Привез торжественно ответ.
Теперь ревнивцу то-то праздник!
Он всё боялся, чтоб проказник
Не отшутился как-нибудь,
Уловку выдумав и грудь
Отворотив от пистолета.
Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета,
Взвести друг на́ друга курок
И метить в ляжку иль в висок.
.........

XIX
Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков: нахмуря бровь,
Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды,
То, к Ольге взоры устремив,
Шептал: не правда ль? я счастлив.
Но поздно; время ехать. Сжалось
В нем сердце, полное тоской;
Прощаясь с девой молодой,
Оно как будто разрывалось.
Она глядит ему в лицо.
«Что с вами?» - Так.- И на крыльцо.

XX
Домой приехав, пистолеты
Он осмотрел, потом вложил
Опять их в ящик и, раздетый,
При свечке, Шиллера открыл;
Но мысль одна его объемлет;
В нем сердце грустное не дремлет:
С неизъяснимою красой
Он видит Ольгу пред собой.
Владимир книгу закрывает,
Берет перо; его стихи,
Полны любовной чепухи,
Звучат и льются. Их читает
Он вслух, в лирическом жару,
Как Дельвиг пьяный на пиру.

А.Костин Ленский перед дуэлью
..........

XXIII
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
И наконец перед зарею,
Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал;
Но только сонным обаяньем
Он позабылся, уж сосед
В безмолвный входит кабинет
И будит Ленского воззваньем:
«Пора вставать: седьмой уж час.
Онегин, верно, ждет уж нас».

XXIV
Но ошибался он: Евгений
Спал в это время мертвым сном.
Уже редеют ночи тени
И встречен Веспер петухом;
Онегин спит себе глубоко.
Уж солнце катится высоко,
И перелетная метель
Блестит и вьется; но постель
Еще Евгений не покинул,
Еще над ним летает сон.
Вот наконец проснулся он
И полы завеса раздвинул;
Глядит - и видит, что пора
Давно уж ехать со двора.

XXV
Он поскорей звонит. Вбегает
К нему слуга француз Гильо,
Халат и туфли предлагает
И подает ему белье.
Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться
С ним вместе ехать и с собой
Взять также ящик боевой.
Готовы санки беговые.
Он сел, на мельницу летит.
Примчались. Он слуге велит
Лепажа 39 стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам.

XXVI
Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жернов осуждал.
Идет Онегин с извиненьем.
«Но где же,- молвил с изумленьем
Зарецкий,- где ваш секундант?»
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть
Он позволял - не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства,
По всем преданьям старины
(Что похвалить мы в нем должны).

XXVII
«Мой секундант? - сказал Евгений,-
Вот он: мой друг, monsieur Guillot
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный».
Зарецкий губу закусил.
Онегин Ленского спросил:
«Что ж, начинать?» - Начнем, пожалуй,
Сказал Владимир. И пошли
За мельницу. Пока вдали
Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.

А.Самохвалов Секунданты перед дуэлью

XXVIII
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

XXIX
Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

Ф.Константинов Дуэль Онегина и Ленского

«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,

Илья Репин Дуэль Онегина с Ленским 1899 г.

На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

XXXII
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь, из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь:
Теперь, как в доме опустелом,
Всё в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окна мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.

XXXIII
Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.

XXXIV
Что ж, если вашим пистолетом
Сражен приятель молодой,
Нескромным взглядом, иль ответом,
Или безделицей иной
Вас оскорбивший за бутылкой,
Иль даже сам в досаде пылкой
Вас гордо вызвавший на бой,
Скажите: вашею душой
Какое чувство овладеет,
Когда недвижим, на земле
Пред вами с смертью на челе,
Он постепенно костенеет,
Когда он глух и молчалив
На ваш отчаянный призыв?

Е.Самокиш-Судковская Смерть Ленского 1900е

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну, что ж? убит»,- решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.

Использован текст романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
материалы сайта «Евгений Онегин»

Сцена дуэли Онегина с Ленским - центральный эпизод романа Пушкина. В стройной «зеркальной» композиции сюжета эта сцена является своеобразным «водоразделом». В первой его части мы видим Онегина в Петербурге, затем герой переезжает в деревню, где знакомится с Татьяной, которая влюбляется в него, пишет письмо, после чего происходит сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду. Затем следует сцена именин Татьяны и дуэли Онегина с Ленским, смерть которого круто меняет судьбы всех основных героев. Это сюжетный центр романа, после которого опорные эпизоды первой части повторяются как бы в зеркальном отражении. Теперь Татьяна совершает переезд, но из деревни в Москву, затем в Петербурге она вновь встречается с Онегиным, будучи уже замужней дамой, и тогда Онегин влюбляется в нее, пишет письмо, после чего следует сцена объяснения, в которой, в свою очередь, отповедь герою дает уже Татьяна. «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна», - так завершается эта последняя встреча героев, а с ней и весь роман.

Сцена дуэли подготовлена всей логикой развития сюжета и характеров героев. Они разные - «волна и камень», «лед и пламень», но в то же время в чем-то схожи. Оба они романтики, но разных типов. Онегин - эгоист и скептик, скучающий и разочарованный в жизни. Ленский наивен и пылок, он не знает настоящей жизни - и не хочет видеть реальность. Поддавшись на уговоры Ленского, Онегин попадает на именины Татьяны, где собрались его докучливые соседи, и решил отомстить за это молодому другу, пригласив на танец его невесту Ольгу. А тот, не разобравшись ни в чем, вызывает Онегина на дуэль. Реальной причины для дуэли нет, но романтик Ленский придумывает «коварного обольстителя», даже уверившись в неизменности чувств к нему самой Ольги. А романтик Онегин равнодушно принимает вызов, хотя слегка корит себя за то, что вынужден соответствовать требованиям «общественного мненья», несмотря на то, что презирает его. Гордость не позволяет ему нарушить законы чести и прослыть трусом. Ведь секундант Ленского Зарецкий быстро разнесет скандальную сплетню о заносчивом соседе. Бретеру Зарецкому так хочется благодаря этой пикантной истории внести в скучную деревенскую жизнь какое-то разнообразие, что он, «в дуэлях классик и педант», не обращает никакого внимание на явное нарушение дуэльных правил: опоздание Онегина, отсутствие у него настоящего секунданта (вместо него присутствует лакей). Зарецкий даже не предлагает бывшим друзьям примириться, как положено по дуэльному кодексу. Онегин стреляет первым и убивает юного поэта. Дуэль закончена, а цена этой нелепой во всех отношениях истории - человеческая жизнь. Размышляя о том, что могло бы ждать Ленского, останься он жив, автор описывает два пути: возможно, он стал бы великим человеком, а может быть, превратился в обыкновенного обывателя. Смерть Ленского позволила автору оставить обе эти возможности развития данного типа личности. Для Онегина дуэль, приведшая к убийству его молодого друга, - поворотный момент в жизни. Недаром автор в лирическом отступлении, после описания дуэли, рассуждает о том, какие чувства может испытать человек в подобной ситуации. Действительно, Онегин «сражен», он «с содроганьем» слышит слово: «Убит!». Теперь нет ему покоя, он бежит из мест, «где окровавленная тень / Ему являлась каждый день». Во время странствий Онегин многое передумал, он изменился и открыл в себе способность к любви, казалось, навсегда утраченную. Но цена, заплаченная за это, безмерно велика. В романе нет окончательного решения судьбы Онегина, обрести счастье в любви ему не дано. И, возможно, причина тому кроется не толь–ко в характере Онегина - «лишнего человека», - но и в самой этой страшной истории дуэли. Ведь искупить грех убийства можно только раскаяньем и страданием.