С помощью синквейна. Синквейны: модное задание на уроках литературы и русского языка

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
    • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
    • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
    • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.
  • Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

    Педагогическая ценность синквейна

    В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

    С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

    Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

    Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

    Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

    1 строка является темой, а значит, слово «книга» - это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

    2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.
  • Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

    Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

    3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

    При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

    4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.
  • Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

    • выпустил книгу – погубил дерево;
    • книги из бумаги – планета без деревьев.
    • То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

    • читаю ночь напролет;
    • прочту всю книгу до утра;
    • книга в руки – сон за порог.
    • 5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

    • Яркая, сказочная.
    • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
    • Читала мама перед сном.
    • Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

      Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

      Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?

      Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

      Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

      Правила построения синквейна

    • Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
    • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
    • В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
    • Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
    • Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
    • При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

      В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

      Синквейн
      Образный, точный
      Обобщает, развивает, обучает
      «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
      Творчество.

      Как использовать синквейны на уроке?

      Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

      Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

      Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

      Как научить детей писать синквейн?

      В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

      После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

      Области применения

      Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

      Синквейн - это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

      На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн - это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

      А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

      Составление синквейна - это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –- литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

      Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

      Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

      Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

      Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

      На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

      Лето
      Жаркое, веселое
      Гулять, играть, отдыхать.
      Ждем с нетерпением.
      Каникулы!

      Варианты работы с синквейном

      Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

      Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

      Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

      Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

      Мимолетное, замирающее
      Бежит, останавливается, лечит
      Потрясающее явление
      Жизнь.

      Дети должны определить, что тема данного синквейна - «Время».

      Достоинства метода

      При составлении синквейна на уроках:

    • повышается интерес к изучаемому материалу;
    • развивается образное мышление;
    • развиваются творческие способности учащихся;
    • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
    • развивается мышление и воображение;
    • вырабатывается способность к анализу;
    • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
    • расширяется словарный запас.
    • Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

      В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

      Примеры синквейнов

      На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

      Весна
      Теплая, яркая
      Расцветает, зеленеет, радует.
      Природа просыпается.
      Здорово!

      На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

      Нина
      Умна и смела.
      Путешествует, дружит, побеждает.
      Восхищаюсь я ей.
      Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

      Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

      Солнце
      Яркое, далекое
      Согревает, светит, радует нас.
      Я люблю солнце.
      Животворящая звезда.

      Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      Есть мнение?
      Оставьте комментарий

      Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

      Составление синквейнов в начальной школе (примеры синквейнов учащихся 4 класса). Система Л.В.Занкова.

      Предварительный просмотр:

      Панина Лидия Владимировна

      МБОУ СОШ №1 г. Павлово

      учитель высшей квалификационной категории

      Создание синквейнов в начальной школе (синквейны учащихся

      4 класса). Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

      Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

      Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

    • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
    • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
    • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
    • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
    • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
    • Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

      Как работать с синквейнами.

      Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

      Коррекция и совершенствование готового синквейна.

      Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.

      Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

      Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

      Синквейны по литературному чтению.

      С. Чёрный « Дневник фокса Микки»(Литературное чтение, Н.А.Чуракова,4класс.

      2. Честная, крепкая.

      3. Доверять, понимать, помогать.

      4. Друзья познаются в беде.

      5. Доверие. (Серов Виктор)

    • Дружба.
    • Верная, честная.
    • Укрепляет, сплачивает, обязывает.
    • Дружба нужна каждому человеку.
    • Привязанность. (Рудакова Мария)
    • Нужная, неразлучная.
    • Понять, защитить, не предать.
    • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    • Товарищество. (Чигирёв Егор)
    • М. Метерлинк « Синяя птица», Литературное чтение, Н. А. Чуракова,4класс.

      2. Счастливое, богатое.

      3. Задуматься, работать, создать.

      4. Будущее надо строить самому.

      5. Счастье. (Силантьев Александр)

    • Будущее.
    • Информационное, межпланетное,
    • Предвидеть, предугадать, тревожиться.
    • О будущем надо задуматься.
    • Неизвестность. (Малюгина Наталья)
    • Победители конкурса математических синквейнов (в рамках проведения «Недели Математики» в начальной школе)

    1. Математика.
    2. Познавательная, великая.
    3. Открывает, развивает, учит мыслить.
    4. Думать, решать — много знать.
    5. Царица наук. (Сорокина Алина)
    6. Сложная, занимательная.
      1. Считать, думать, мыслить.
      2. Гимнастика для ума.
      3. Арифметика. (Смакаева Ксения)
      4. среда, 30 марта 2016 г.

        План составления синквейна

        1-я строчка — одно существительное (обычно заголовок)
        2-я строчка — два прилагательных (описание темы)
        3-я строчка — три глагола (действие, относящееся к теме)
        4-я строчка — 4-5 слов-предложение (показывает отношение автора (тебя) к теме)
        5-я строчка — одно существительное — ассоциация, которая повторяет суть темы (синоним существительному в первой строке)

        1-я строчка — название
        2-я строчка — охарактеризовать произведение с помощью двух прилагательных
        3-я строчка — двумя глаголами дополнить характеристику музыки
        4-я строчка — одним предложением (4-5 слов) выразить собственное отношение к музыке
        5-я строчка — слово-заключение — ассоциация с первым существительным

      5. Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
      6. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
      7. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
      8. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
      9. Пятая строка - одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.
      10. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например определение или дополнение.

        Или так


        А может, этот вариант будет понятней



        Примеры синквейнов:

        podckazka.blogspot.com

        Синквейн правила составления на примере «добро».

        Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

        Описание презентации по отдельным слайдам:

        Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

        СИНКВЕЙН ТЕМА (имя существительное) ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (имя прилагательное) ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (имя прилагательное) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

        СИНКВЕЙН ТЕМА (имя существительное) ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (имя прилагательное) ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (имя прилагательное) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (глагол) Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Добро Бескорыстное, великодушное Учит, помогает, распространяется Жизнь дана на добрые дела Милосердие

        Добро Милосердное, хорошее Делать, творить, дарить. Добро сеять – добро пожинать. Благородство.

      11. Горелова Александра Юрьевна
      12. 26.04.2018
      13. Номер материала: ДБ-1515490

        Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

        Не нашли то что искали?

        Вам будут интересны эти курсы:

        Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

        Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

        Сертификат о создании сайта

        Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

        Грамота за использование ИКТ в работе педагога

        Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

        Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

        Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

        Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

        Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

        Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Эльвина Азатовна
    Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

    Современная жизнь диктует свои законы : речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

    Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования . На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем : бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая , ежедневная, необходимая работа .

    Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования , которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей . Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов .

    Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи , является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна .

    Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

    Синквейн используется как метод развития образной речи , позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

    Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем , что прежде всего :

    Открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

    Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК ;

    Способствует обогащению и актуализации словаря;

    Является диагностическим инструментом;

    Носит характер комплексного воздействия (развивает речь , память, внимание, мышление)

    -используется для закрепления изученной темы;

    я-вляется игровым приемом;

    При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

    Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями : слово-предмет, слово -действия, слово-признак.

    Согласовывать слова в предложении

    Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

    Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех !

    Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

    Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста

    Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой.

    Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять» , что означает «стихотворение из пяти строк» , которые пишутся по определенным правилам.

    Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии , основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

    Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже . В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи , интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

    К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

    1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

    2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

    слова можно соединять союзами и предлогами.

    3 строка – три слова (глаголы) . Действия предмета, относящиеся к теме.

    4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

    5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

    Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно . Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов , а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

    Алгоритм синквейна для детей , которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

    Предмет (тема) – одно слово-существительное.

    Два прилагательных по теме.

    Три глагола по теме.

    Предложение по теме.

    Ассоциация по теме : одно слово-предмет.

    Также в своей работе я использую схему составления синквейна изображенную на сладе 11. Слад 11.

    Условные обозначения :

    слова-предметы (существительные)

    слова-признаки (прилагательные)

    слова-действия (глаголы)

    слова-предметы (существительные)

    На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста .

    Можно ли учить составлять синквейны детей , ещё не умеющих читать?

    Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех . Составление синквейна похоже на игру , ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

    Например,

    Кто? Кукла

    Какая? Красивая, Любимая

    Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

    Предложение. Моя кукла самая красивая

    Ассоциация. Игрушка

    Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

    Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» , и «слово, обозначающее действие предмета» , мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением . Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

    Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

    Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

    Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

    Что изображено на картинке : кошка лежит, чайник кипит.

    Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон) .

    Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

    Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

    Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет» , «слово-действие» , «слово-признак» , «предложение» . Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн , но и пересказать текст и выразить свои мысли.

    Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах , в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны , в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

    Задания для детей на составление синквейна могут быть различными :

    К одному слову-предмету по лексической теме

    К разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

    Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз , входящих в состав этого синквейна .

    Коррекция и совершенствование готового синквейна

    Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

    Чем выше уровень речевого развития ребенка , тем интереснее получаются синквейны . Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа , но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

    Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн , который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные) . Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

    Синквейн для дошкольников – это :

    Средство творческого самовыражения ребёнка;

    Игровой способ обогащения словарного запаса;

    Подготовка к краткому пересказу;

    владение понятиями : слово-предмет (живой-неживой, слово-действие, слово-признак;

    Умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

    Увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

    Работа с синквейном меня заинтересовала, а затем и увлекла. Было понятно, что с помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогает развивать ученика. Сначала скажем, что такое «синквейн».

    «Синквейн» - это слово происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из строк и написанное по определенному алгоритму.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Синквейн - прием активизации мышления и развития речи.

    Работа с синквейном меня заинтересовала, а затем и увлекла. Было понятно, что с помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогает развивать ученика. Сначала скажем, что такое «синквейн».

    «Синквейн» - это слово происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из строк и написанное по определенному алгоритму.

    Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

    Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

    Правила составления синквейна:

    Первая строка – одно имя существительное или местоимение, обозначающее тему или объект;

    Вторая строка – два имени прилагательных (причастия), описывающих эту тему;

    Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

    Четвертая строка – фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме;

    Пятая строка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.

    В течение нескольких лет с детьми занимаются составлением синквейнов. Эта работа вызывает интерес. Использую этот способ при изучении, закреплении материала, да и просто для подбора ключевых слов и выражений на разных уроках.

    Цель составления синквейна в школе – изложить знания, чувства, отношение в нескольких словах, стараясь подобрать их предельно точно, емко, выделяя при этом главную мысль темы. Затем составленный синквейн стараются запомнить. Это способствует более качественному и осознанному усвоению материала. Например, познакомившись на «Окружающем мире» с темой «Грибы», составляем по теме синквейн:

    Лексическая тема «Грибы».

    1.Гриб

    2Съедобный, старый

    3.Стоит, растёт, прячется.

    4.Люблю собирать грибы.

    5.Поляна

    1. Боровик

    2.Белый, вкусный.

    3.Лежит, прячется, растёт

    4.Люблю их есть

    5.лес

    Лексическая тема «Осень».

    1.Лист.

    2.Жёлтые, разноцветные

    3.Кружатся,падают, летят.

    4. В парке лежат листья.

    5.Голые деревья.

    С синквейнами учеников знакомлю с первого класса. Он может быть одинаковым для всех, а может выражать индивидуальное отношение к теме. Дети пытаются его запомнить, могут повторить и дома. На начальном этапе составления синквейна нужна помощь, поощрение и, конечно, важен образец, к которому стремятся.

    Когда дети научатся составлять синквейны, то можно даже давать задание составить синквейн дома.

    Стремление быстрее самому напечатать синквейн под рисунком способствует освоению азбуки, желанию писать, читать.

    Чтобы удивить товарищей, порадовать, услышать похвалу, дети с удовольствием делают рисунки, аппликации и составляют синквейн. Темы могут быть различные:

    Большую помощь в работе по составлению синквейнов оказывают родители. Они довольны тем, что дети дома стали больше заниматься творчеством, проявляя при этом активность и самостоятельность. А родители помогают составить им стих из 5 строк к их работе. Бывает и такое, что вместо синквейна мы получили стихи.

    По готовому синквейну можно составить рассказ, используя слова и фразы. Его можно изменять, исправлять, дополнять неполный, составлять новый с вариантами. Можно сформулировать значение работы по составлению синквейнов:

    Способствует речевому развитию и умению выразительно читать стихи.

    Развивает психические процессы и мелкую моторику, изобразительные умения.

    Синквейн могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

    Алёшина О.А учитель начальных классов Долгоруковского района


    Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

    Правила построения синквейна

    • Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
    • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
    • В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
    • Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
    • Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

    При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

    В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

    Синквейн
    Образный, точный
    Обобщает, развивает, обучает
    «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
    Творчество.

    Как использовать синквейны на уроке?

    Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

    Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

    Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

    Как научить детей писать синквейн?

    В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

    После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

    Области применения

    Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

    Синквейн - это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

    На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн - это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

    Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

    Составление синквейна - это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –- литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

    Свет

    Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

    Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

    Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

    Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

    На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

    Лето
    Жаркое, веселое
    Гулять, играть, отдыхать.
    Ждем с нетерпением.
    Каникулы!

    Весна
    Теплая, яркая
    Расцветает, зеленеет, радует.
    Природа просыпается.
    Здорово!

    Варианты работы с синквейном

    Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

    Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

    Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

    Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

    Мимолетное, замирающее
    Бежит, останавливается, лечит
    Потрясающее явление
    Жизнь.

    Дети должны определить, что тема данного синквейна - «Время».

    Достоинства метода

    При составлении синквейна на уроках:

    • повышается интерес к изучаемому материалу;
    • развивается образное мышление;
    • развиваются творческие способности учащихся;
    • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
    • развивается мышление и воображение;
    • вырабатывается способность к анализу;
    • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
    • расширяется словарный запас.

    Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

    В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

    Примеры синквейнов

    На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

    Лето
    Жаркое, веселое
    Гулять, играть, отдыхать.
    Ждем с нетерпением.
    Каникулы!

    Весна
    Теплая, яркая
    Расцветает, зеленеет, радует.
    Природа просыпается.
    Здорово!

    На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

    Нина
    Умна и смела.
    Путешествует, дружит, побеждает.
    Восхищаюсь я ей.
    Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

    Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

    Солнце
    Яркое, далекое
    Согревает, светит, радует нас.
    Я люблю солнце.
    Животворящая звезда.

    История возникновения

    Формирование аналитических способностей

    Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной .

    Вариативность

    Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

    • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
    • коррекция и совершенствование готового синквейна;
    • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

    Примечания

    Ссылки

    • Примеры синквейнов: Упражнение «Синквейн - „Толерантность“» и Составление синквейнов - в разделе Психологических упражнений для тренингов на TrePsy.net.
    • Cinquain . (англ.)

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Синквейн" в других словарях:

      Это статья о японской поэзии, об операционной системе см. Haiku. Эту страницу предлагается переименовать в Хайку (Хокку). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/19 декабря 2012. Возможно, её текущее… … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Танка (значения). Танка (яп. 短歌 танка?, «короткая песня») 31 слоговая пятистрочная японская стихотворная форма (основной вид японской феодальной лирической поэзии), являющаяся разновидностью … Википедия